логотип

Индийский миф на Алтае

Rambler's Top100

На главную

Путешествия по Алтаю

Фотогалерея “Образы Алтая”

Легенды Алтая

Публикации

Справочная информация

Катунский заповедник

Гостевая книга

 

 

 

 


Rambler's Top100

Тянется сердце Индия к Руси необъятной, притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно “Алтай-Гималаи — два магнита, два давления, два устоя”1) — Такую запись в своём дневнике сделал Николай Константинович Рерих 29 марта 1944 г. Алтай — опора России — такой можно сделать логический вывод из вышеприведенных слов Николая Константиновича.

Уже в самом начале Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 г. г. Рерих обращает внимание на Алтай. Проходя через Сикким в 1924 г. он делает такую запись в своём дневнике “Алтай-Гималаи”: По преданию Будда принял посвящение в присутствии высших. Место посвящения названо “святейшая ступа”, но где оно — не указано. Известны места подвигов Будды на Ганге. Известны места рождения и смерти Учителя — в Непале. По некоторым указаниям, посвящение совершилось еще севернее — за Гималаями, ибо на подвиг Будда пришел с севера”...

“Легендарная гора Меру по Махабхарате и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях — обе лежат на север и служили высотами посвящений. И нигде подробно не сказано о таких местах высокого знания”2). И опять перед нами стена на Тибет. И не хребет ящера, но белоснежный пояс раскинулся по вершинам стены — пояс земли. Поставим стрелу на север — там должны быть основания гopы Меру“3). В 1926 г. он делает следующую запись: “Кует кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах”. Сиверные горы — Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь — Сумеру. Все тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни есть roрa, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру“4). Эта запись наполняет вышеприведенные слова новым смыслом, особенно если учесть, что настоящее алтайское название горы Белуха, о котором писал Рерих — Уч Сумер, а Сумеру эта та же Меру в монгольском эпосе и позднебуддийских текстах.

Теперь посмотрим, что говорит о Меру Махабхарата: в гл.182 (35, 39)/ Мокшадхармы сказано: “Тогда был сотворен из лотоса всюдуликий владыка, состоящий из дхармы (Закона), первый непроходимый владыка существ — Брама”. “Над чашечкой того лотоса к небу возносится Меру, и на нем пребывая, миры прозвел проходящего мира владыка”5). В гл.102 “Араньякопарвы” говориться: “При восходе своем и при закате совершало Солнце круг прадакшены вокруг царя гор, великой золотой Меру” 6). В этой же книге в гл. 160: “ Северный край, о достойный, озаряет своим сиянием славная великая Меру, благославенный приют познавших Брахман. Там — обиталище Брахмы — Праджапати, души сущего и Творца всего, что движется и неподвижно. Великая Меру — благодатное пристанище тех, кого называют “порожденные Разумом”: то сыновья Брахмы, седьмой из которых — Дакша. Здесь всегда останавливаются и отсюда вновь восходят на небо) семь мудрецов — богов во главе с Васиштхой. Смотри — на высочайшей вершине Меру там, где нет ни одной пылинки, восседает сам Прародитель вместе с умиротворенными богами” 7). Здесь же в гл. 247: “ На тридцать три тысячи йоджан раскинулась золотая Мору, царица Гор” 8).

Как мы видим из этих фрагментов, по отношению к Меру очень часто упоминается эпитет — золотая, на санскрите это звучит “Сваранагири” и является одним из ее названий. Одна из гипотез происхождения названия Алтай — от тюркского слова “Алтан”, т.е. Золотой. Присутствовавший на конференции “Алтай-Гималаи” 1990 и побывавший у подножия Белухи Вир Риши (Индия) в статье “In Quest of Sumeru Parbat” высказывает предположение, что Уймонская долина означает также ничто иное как “золотая долина”. На основании этого и ряда других соответствий он делает вывод об идентичности легендарной Меру и реальной Белухи. О том, какое значение Белухе предавали жившие вблизи ее народы говорит такая запись Рериха в дневнике “Алтай -Гималаи”: “Имя Ориона часто связывается с повествованиями с Гэссер-Хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона” 9).

Орион — священное созвездие, которому поклонялись алтайцы. По преданию, именно с этого созвездия на землю пришел чудесный камень — Чинтомани — сокровище мира. Уч-Сюре — три жилища богов, так можно перевести это название. Вспомним, именно на Алтае встречаются три мировых религии — христианство, буддизм и ислам. Может быть этот смысл скрывает это название? Кроме этого, ведь и Меру является обителью богов.

На свой подвиг Будда пришёл с Севера, но был ли Благославенный на Алтае? Утверждать наверняка это нельзя, но стали вдруг находить на Алтае его скульптурные изображения, а предание о Белом Бурхане живёт там издавна

“Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности” 10). Такую запись делает Рерих, пересекая Ладак (1925г), а на Алтае он добавляет с уверенностью: “Белый Бурхан, конечно, он жe Благославенный Будда”11). А о том, как пошло учения Белого Бурхана пишет Рерих в книге “Сердце Азии”: “В 1904 г. молодая ойротская девушка имела видения. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что си вестник Белого Бурхана и приедет сам Бурхан скоро.

Дал Благославенный девушке-пастушке много указании, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закапать оружие, разрушить идолов и молиться только Белому Бур хану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря, Там собирался парод, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие”.

“Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли ее. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому проследованию. Но наставления Благославенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на белом коне появляется в горах Алтая и растет вера в Белого Бурхана.

В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произой-дет последняя битва людей и что из далёкой Белой горы сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседников обращаются на юг от Алтая, туда где высоко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе, Такое случилось среди ойротов в Алтайских горах”12).

Эти строчки дополняют запись из дневника Центрально-Азиатской экспедиции 1925 г, (Пир-Панзал):
“Как мыслят народы Азии? Алтайцы помнят о Белом Бурхане. Даже пострадали за его ожидание лет 20 тому назад. Они обращаются к Белому Бурхану — на вершине Харема:

Вы, сущие за белыми облаками,
за синими небесами -
Три Курбустана!
Ты, носящий четыре косы -
Белый Бурхан!
Ты, Дух Алтая-
Белый Бурхан!
Ты, поселивший в себе в золоте и в серебре,
Ты, который светишь днем -
Солнце — Бурхан!
Ты, который светишь ночью -
Месяц-Бурхан!
Да напишется мой зов
в книге Садур.

Белый Бурхан требует сжечь идолов и обещает плодородие общей земли и пастбищ. И вот общее благо дойдет и до алтайских становищ. Так претворяется давнее предание о приходе Будды на Алтай” 13).

Есть предположение, что этимология слова Садур от санскритского “сутра”, т.е. священная книга, а Бурхан — ничто иное, как “Будда-хан”. Бытует на Алтае и “Сказ про Иосафа”. Его Рерих слышал от Вахрамея Атаманова и об этом сделал такую запись в дневнике: “Знаешь ли Вахромей ком поешь? Ведь поешь про Будду.Ведь Бодхисатва — Бодхисадв переделано в Иосаф” 14). Все это но оставляет никаких сомнений в том, что в основе веры алтайцев лежит учение Будды.

С учением Будды связано и представление о Шамбале, которое неоднократно приводил в своих книгах Рерих Рихард Рудзитис в книге “Братство Грааля”15) пишет о том что отколовшийся в XVII в. от преобразованной митрополитом Никоном русской православной церкви староверы-раскольники лелеяли надежду, что придет день, когда восстановится совершенное и справедливое устройство церкви, данное свыше и хранящее изначальную духовность. Со временем эта надежда переросла в веру, что им удастся установить связь с некой особой иерархической формой церкви, которая унаследовала благословения самих апостолов в сокровенном виде и через нее соприкоснуться с истинным, незатемненным временем учениям Христа. Постепенно эта вера перерастала хотя и смутное, но заветное предчувствие о некоем чудесном крае далеко на востоке (но где именно — никто не мог сказать), среди высоких гор, где сохранно сияет в первозданном величии данная Христом Благая Весть, где строго и неуклонно претворяется в жизнь истинная правая вера. В этой благословенной сказочной земле живут апостолы Христа и святые. Эта сокровенное, Богом хранимое место блоговейно именовалось Белыми горами Белым островом, или чаще Белым источником  — Беловодьем.

В книге “Сердце Азии” Рерих пишет: “ В середине XIX го столетия необычайная весть была принесена алтайским староверам: “В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье”16).

Были сведения у староверов и о пути в Беловодье. Конечно географические названия были умышленно запутаны или искажены, но не прекращались попытки этот путь отыскать и достичь Беловодья. Седобородый строгий старовер скажет вам, если станет другом: “Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придёшь к соленым озерам. Самое опасное это место. Много людей где погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удасться тебе пройти эти болото. И дойдешь ты до гор Богогорше , а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь её, придёшь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье. Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья. А коли найдут они тебя годным, может быть даже позволят с ними остаться. Но это редко случается.

Много народу шло в Беловодье, наши деды Атаманов и Артамонов тоже ходили. Проделали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там и пришлось вернуться. Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес им но позволено было сказать.“17)

“ С каких же пор пошла весть о Беловодье?” — задает Рерих вопрос староверам. И получает ответ: “А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию”. Значит в основе сведений о Беловодье лежит сообщение из буддийского мира. Путь между Иртышом и Аргунью ведет к тому же Тибету” 18) — такой вывод делает Николай Константинович.

Вера в Беловодье живет в сердцах староверов и в наши дни. Об этом свидетельствуют зафиксированные экспедициями Института истории филологии и философии СО АН СССР рассказы о Беловодье в поселениях Уймонской долине и на Бухтарме 19).

Итак: Меру-Сумеру-Белуха; Благославенный Будда — он же Белый Бурхан; Шамбала  — Беловодье. Эти соответствия — как бы незримый мост между Гималаями и Алтаем.

“С Юга и с севера, с востока и с запада мыслят о том жe. И тот же эволюционный процесс запечатлевается в лучших образах. Центр между четырёх океанов существует. Сознание нового мира — существует. Время схода событий улажено, соблазн собственности  — преоборён, неравенство людей — превзойдено, ценность труда — возвещена. Не вернётся ли чудь подземная? Не седлают коней агарты, подземный народ? Не звонят ли колокола Беловодья? По Ергору не едет ли всадник? На хребтах на дальнем и на Студеном пылают вершины” — пишет Николай Константинович в дневнике “Алтай-Гималаи” 20).

------------------------
1) Н.К.Рерих “Зажигайте сердца”. Москва 1990, стр. 153.
2) Н.К.Рерих “Алтай-Гималаи”: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992, стр 42. В дальнейшем — Алтай-Гималаи.
3) Алтай-Гималаи, стр. 65.
4) Алтай-Гималаи, стр. 191.
5) Махабхарата, вып. V, кн. 1 (Мокшадхарма). Ашгабат, 1983, стр. 39.
6) Махабхарата, кн. 3 “Лесная” (Араньякапарва). Москва, 1987, стр. 227.
7) Там же, стр. 331-332.
8) Там же, стр. 501.
9) Алтай-Гималаи, стр. 100.
10) Н.К.Рерих. “Алтай-Гималаи”. Американское издание без указания места и года издания, стр. 86.
11) Алтай-Гималаи, стр. 290.
12) Н.К.Рерих. Избранное М. 1979. стр.174-175.
13) Алтай-Гималаи, стр. 89.
14) Алтай-Гималаи, стр. 282.
15) См. Р.Рудзитис “Братство Грааля”. Рига “Угунс” — Минск “Мога-Н”, 1994.
16) Н.К.Рерих. Избранное М. 1979. стр. 176.
17) Там же, стр. 176.
18) Алтай-Гималаи, стр. 282.
19) П.Н.Покровский. Социально-утопическая легенда о Беловодье и алтайская экспедиция Н.К.Рериха. В кн. “Рериховские чтения”. Новосибирск, 1976, стр. 42-45.
20) Алтай-Гималаи, стр. 281.

©Иванец Ю.В. Доклад прочитан на международной научно-общественной конференции “Алтай-Гималаи” (Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – Усть-Кокса  – Верх-Уймон).

Экскурсионное бюро "Алтаика" - любые путешествия по Горному Алтаю.
Тел +7(383)291-90-78,
E-mail: altaika@narod.ru

редактор: @Юрий Иванец       web-design: @Елена Шубина